Продажа и обслуживание
климатического оборудования

Чиллер - холодильная установка, предназначенная для снижения температуры жидкого теплоносителя. Конструкции можно разделить на две основные разновидности:

  • Абсорбционные
  • Парокомпрессионные

Абсорбиционные устройства

Разновидность холодильного оборудования получила широкое применение из-за низкого энергопотребления, что приводит к существенной экономии при их использовании. Для абсорбционных холодильных установок главным источником энергии является тепло.

Внешний вид абсорбционного чиллера

Принцип работы

В устройствах абсорбционного типа рабочий цикл происходит так: в генераторе с подведенным к нему избыточным теплом кипит рабочая жидкость. У хладагента температура кипения гораздо ниже, чем у абсорбента - хладагент выкипает, превращаясь в пар. Далее пары хладагента поступают в конденсатор, где отдают свое тепло в окружающую среду. Остывший хладагент дросселируется, в результате чего охлаждается при расширении и отправляется в испаритель. Там он испаряется, отдавая свой холод потребителю, и направляется в абсорбер. Туда же через дроссель подается и абсорбент, из которого хладагент выкипел в первом цикле. Оба компонента смешиваются друг с другом - и насосом подаются в генератор, где хладагент кипит, превращаясь в пар. Затем процесс повторяется.

 

В чем же экономичность абсорбиционных аппаратов?

Чиллер потребляет электроэнергию для насоса, который перекачивает рабочий раствор по технологическому циклу внутри самого аппарата. Насос затрачивает мало электроэнергии – в этом заключается основная экономия абсорбционных устройств, относительно других моделей чиллеров. Подобная экономичность дала толчок к бурному развитию и повсеместному распространению абсорбционных чиллеров.

Парокомпенсированные аппараты

Этот вид представляет собой распространенную группу холодильного оборудования.

Хладагент в газообразном состоянии подается на вход компрессора с определенным давлением и температурой. Внутри он  сжимается и нагревается, поле чего поступает в конденсатор для охлаждения - давление остается неизменным. При понижении температуры хладагент конденсируется, полученная жидкость поступает в дроссель, где быстро расширяется. На выходе получается смесь из жидкости и пара, поступающая в испаритель. В нем хладагент отдает накопленный холод окружающему теплоносителю, нагреваясь и испаряясь при постоянном давлении. Полученный охлажденный теплоноситель и является конечным продуктом, а хладагент на выходе из испарителя имеет первоначальные параметры температуры и давления, с которыми попадает в компрессор. Цикл замыкается.

 

Хладагент и теплоноситель в чиллерах

Хладагент - рабочее вещество холодильного цикла, в процессе которого может находиться в широком диапазоне давлений и претерпевать фазовые изменения.

 

Теплоноситель - переносчик агрегатного состояния вещества, служащий для доставки тепла или холода на нужное расстояние.

Парокомпрессорные устройства классифицируются по типу установки:

·         парокомпрессионные чиллеры наружной установки с встроенным конденсатором;

·         парокомпрессионные чиллеры внутренней установки с выносным конденсатором.

Устройства наружной установки – это единый блок, который находится снаружи здания. Бюджетное решение позволяет использовать свободные площади на крышах зданий или на земле. Минус – теплоносителем является вода, которую нужно сливать с наступлением холодов. В современных чиллерах парокомпрессорного типа используют растворы гликоля в воде, что препятствует замерзанию рабочей жидкости. Химические жидкости менее эффективны, чем вода.

Парокомпрессионные чиллеры внутренней установки состоят из двух обособленных частей - конденсатора и компрессорно-испарительного блока, соединенных между собой фреоновой трассой.

Устройства с конденсатором воздушного охлаждения – самый распространенный вариант. Конденсатор – габаритный трубчато-ребристый теплообменник, охлаждающийся уличным воздухом.

Конденсатор чиллеров с водяным охлаждением - пластинчатый или пластинчато-ребристый. Использование чиллеров с водяным охлаждением теплообменника оправданно в случае наличия потребителя нагретой воды. Сама чиллерная установка с водяным охлаждением теплообменника дороже по стоимости, сложнее в исполнении и проектировании.

Устройства подразделяются по типу исполнения гидромодуля на чиллеры со встроенным гидромодулем и чиллеры с выносным гидромодулем.

Чиллеры со встроенным гидромодулем представляют собой моноблок со встроенной насосной группой и расширительным баком. В основном выпускаются стандартные гидромодули двух модификаций, различающихся мощностью насоса. Во встроенном гидромодуле в чиллерах наружной установки насос находится на улице, что создает сложности при работе зимой. У этих чиллеров есть и ряд неоспоримых преимуществ - нет необходимости в дополнительном месте для размещения отдельной насосной станции, отсутствуют проблемы с автоматикой.

Выносные же гидромодули в чиллерах используются в случаях, когда не хватает мощности встроенной системы или есть необходимость в резервировании. Системы с внешними гидромодулями более гибкие -  длина трассы практически не ограничена.

В чиллерах используются различные типы компрессоров - поршневые, ротационные, спиральные и винтовые.

Опции чиллеров

Фрикулинг - функция свободного охлаждения, незаменимая для чиллеров, работающих в холодное время года. Теплоноситель охлаждается воздухом с улицы.

Теловой насос - режим, при котором работа чиллера настроена "на отопление". Парокомпрессионный цикл работает в иной последовательности - испаритель и конденсатор меняются своими ролями. Хоть чиллер и является холодильной установкой выдающей в три раза больше холода, чем потребляет, он ещё более эффективен в качестве отопителя. Принцип теплового насоса распространен в общественных и административных зданиях, применяется для складов и других типов помещений.

Плавный пуск компрессора - опция, позволяющая избавиться от высоких пусковых токов. Снижаются пиковые нагрузки на электросеть, за счет чего продлевается срок службы самого компрессора в чиллере.